Наставничество в спорте как фактор формирования личности подростка
04.06.2025
Наставничество в спорте как фактор формирования личности подростка.
Наставничество в спорте, основанное на этических принципах, превращает спортивные занятия в мощный инструмент социального и личностного развития молодых людей. Оно помогает формировать у подростков навыки и качества, необходимые для успешной и гармоничной жизни в обществе. Важнейшей особенностью системы наставничества является то, что она носит точечный, индивидуализированный и персонализированный характер
Спорт – это не просто физическая активность. Он предлагает путь к социальной интеграции, саморазвитию и дисциплине. Роль наставника в спорте имеет ключевое значение в этом процессе, преобразуя даже самых проказливых хулиганов в дисциплинированных спортсменов. Наставничество может стать мощным инструментом для позитивных изменений в жизни юных спортсменов. В спорте наставник признает индивидуальные потребности и цели каждого спортсмена, уважая его уникальность. Уважение помогает спортсменам чувствовать себя ценными, что в свою очередь повышает их самооценку и социализацию. С другой стороны, ученик должен проявлять уважение и подчинение своему наставнику, следуя его указаниям. Наставник должен быть терпеливым и внимательным к ученику, чтобы помочь ему развить свой потенциал.
Наставник отличается от обычного учителя или тренера тем, что его влияние выходит за рамки стандартного обучения. Он выступает в роли наставника, который преподносит не только знания и навыки, но и жизненные уроки. Наставник умеет слушать, понимать и направлять своего подопечного, учитывая его индивидуальные особенности, интересы и потребности. Для такого взаимодействия требуется глубокое понимание человеческой психологии.
С другой стороны, профессиональные педагоги, решившие стать наставниками, обогащают процесс наставничества своими знаниями и методиками обучения. Они применяют свой опыт для разработки более эффективных программ обучения и воспитания, что делает процесс наставничества структурированным и целенаправленным.
Можно смело сказать, что педагогическая составляющая является неотъемлемой частью наставничества. Она обеспечивает глубокую и многогранную поддержку развития личности ученика. Наставничество, включающее элементы педагогики, становится инструментом, способствующим всестороннему развитию и достижению успеха в любой сфере деятельности.
Спортивное наставничество учит подростков ценить свой и чужой труд, ведь это способствует развитию трудолюбия и ответственности. Когда юные спортсмены видят, как их усилия приводят к улучшению результатов, они начинают понимать ценность труда, что успех это результат не только таланта, но и упорного труда. Наставник, проявляющий уважение к труду своих подопечных, учит их быть терпеливыми, настойчивыми и целеустремленными. Эти качества оказывают положительное влияние не только в спорте, но и в других сферах жизни, создавая основу для успешного будущего.
Немаловажную роль играют соблюдение правил и норм поведения, как в спорте, так и в жизни. Спортивное наставничество учит молодых людей важности следования правилам, способствуя развитию дисциплины и уважения к общественному порядку. Эти принципы учат юных спортсменов быть лояльными не только по отношению к своей команде и тренерам, но и к соперникам и правилам игры, что является ключевым аспектом спортивного духа.
Понимание и признание законности и лояльности помогают воспитывать чувство справедливости и честной игры. Такие качества помогают развивать у молодых спортсменов уважение к себе и окружающим, формируют основу для зрелости и ответственности в будущем. Наставничество, основанное на этих принципах, оказывает глубокое влияние на личностное развитие спортсменов, готовя их к жизни в обществе, где ценятся закон, порядок и взаимоуважение.
Наставник может повысить мотивацию к спорту, поддержать в трудной ситуации, помочь освоить сложные элементы. Большое значение имеет не только тренер, но и капитан сборной команды, которого он назначает. Здесь очень важны личностные качества избранного капитана. Он как и наставник должен обладать лидерскими качествами, а в реализации лидерского потенциала должен помочь тренер, так как избранный капитан может обладать всеми качествами наставника. Здесь немаловажную роль играет личный пример капитана взявшего на себя роль наставника. Не только его спортивные достижения, но и дисциплина. Немало примеров, когда такие лидеры организовывают спортивную деятельность в свободное время без участия тренера и работы в рамках официальной организации. Капитан команды в данном случае выступает и в качестве тренера и в качестве друга и наставника. В такой ситуации лидер осознает свою ответственность за команду, необходимость развиваться не только в плане совершенствования физической формы , но и испытывает необходимость получения новых знаний в области тренерской деятельности. Хорошо, что есть такие ребята, которые добровольно готовы взять на себя роль наставника и организовать досуг детей с пользой для их здоровья. Все это может повлиять на выбор будущей профессии.
Такое наставничество достаточно распространено в дополнительном образовании, основной целью которого является выявление и воспитание «компетентных лидеров» среди обучающихся.
Сама система спортивного наставничества имеет колоссальные перспективы для развития в практике детского юношеского спорта. Она создает условия для формирования своеобразной экосистемы, сообщества, которое даст юным спортсменам шанс наиболее гармонично войти в профессиональную спортивную среду, научиться навыкам общения и взаимодействия, соревновательной деятельности, повысить уровень личной вовлеченности в мероприятия и участие. Более того, модель наставничества может являться необходимым элементом для формирования положительного образа отечественного спорта в системе общественного мнения. Это позволит детско-юношескому спорту воспитывать надежный и эффективный будущий кадровый потенциал для спорта высших достижений, что, несомненно, является одной из главных задач государства в сфере культурно-социального развития общества.
Подводя итог вышесказанному, можно с определенностью сказать, что процесс подготовки юных спортсменов является достаточно сложным и многогранным, требующим особого внимания со стороны тренеров и психологов. Предложенная тактика спортивного наставничества может служить выгодным и действительно грамотным в долгосрочной перспективе решением для детско-юношеского спорта, позволяя не только воспитать целеустремленных и мотивированных спортсменов, но и повысить престиж и популярность российского детско-юношеского спорта.
Таким образом, наставничество в спорте превращает спортивные занятия в инструмент социального и личностного развития подростков. Оно помогает формировать у них навыки и качества, необходимые для успешной и гармоничной жизни в обществе.
Личность наставника имеет огромное влияние на становление ребенка и подростка, на формирование его мировоззрения, что именно он создает позитивную атмосферу, которая способствует командной работе и дружбе. Это объединяет детей, учит их взаимной поддержке и сотрудничеству. Именно наставник имеет возможность воспитать достойного человека, настоящего гражданина своей Родины.
Список литературы:
1. Психологическая подготовка спортсменов: учебно-методическое пособие / сост. А. М. Ахатов, И. В. Работин. – КамГАФКСиТ, 2008.
2. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: учебник тренера высшей квалификации. – М.: Советский спорт, 2005.
3. Волков В. М., Филин В. П. Спортивный отбор. – М.: Физкультура и спорт, 1983.
4. Кроповницкий, О.В. Психология подростка. Тренинг личностного роста (учебное пособие) / Интернет-ресурс: http://laiko.narod.ru/posobie_voz.html
5. Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л. Возрастная педагогика и психология: Учеб. пособие для студентов педагогических вузов. М.: Изд. дом “Покров”, 2004 . 143 с.
6. Зотова А.С. Влияние мировоззрения педагога на становление духовных потребностей учащихся, XVI Ежегодная Богословская Конференция, 2006 г.