Значение подвижных игр в подготовке юных спортсменов
04.06.2025
Значение подвижных игр в подготовке юных спортсменов
Ведущее место в физическом
воспитании юных спортсменов занимают подвижные игры. Роль подвижных игр в
системе физического и спортивного воспитания огромна. Подвижная игра, как и
любая другая сопровождает человека все его детские годы, подвижные игры не
только укрепляют здоровье и развивают организм, но они также являются средством
культурно-нравственного воспитания и приобщения человека к обществу.
Подвижные игры являются одним из
эффективнейших средств учебно-тренировочного процесса. Они построенные на
движениях, обеспечивающих комплексное совершенствование
двигательной активности, в ходе которой вместе с двигательными навыками
развиваются и необходимые физические качества. Применение подвижных игр в
спортивной подготовке позволяет создать двигательную основу для перспективного
совершенствования координационных способностей, необходимых для формирования
спортивной техники. Активные движения,
обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции,
усиливают все физиологические психические процессы, расширяют общий кругозор
детей. Ситуации на игровой площадке, которые все время меняются, приучают детей
целесообразно использовать двигательные умения и навыки, обеспечивая их
совершенствование. Игра оказывает большое воздействие на формирование личности:
это такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение
анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Занятия играми
способствуют развитию у детей способностей к действиям, которые имеют значение
в повседневной практической деятельности, в самих занятиях играми.
Подвижные игры различной
направленности в наибольшей степени позволяют совершенствовать такие качества
как ловкость, быстрота, сила, координация и др. При рациональном использовании
игра становится эффективным методом физического воспитания. Использование подвижных
игр предусматривает не только применение каких-либо конкретных средств, но
может осуществляться путем включения методических особенностей игры в любые
физические упражнения
В
работе спортивных секций подвижные игры способствует приобретению обучающимися
начального опыта соревновательной деятельности. Включение игр в
учебно-тренировочное занятие помогает оживить и разнообразить его. Также их применение в учебно-тренировочном процессе позволяет
решать задачи психологической и морально-волевой подготовки, воспитывать черты
спортивного характера, такие как целеустремленность, способность к полной
мобилизации в необходимых ситуациях. Подвижная игра считается одной из средств
достижения целей и задач общей и специальной физической подготовки юных спортсменов,
поэтому игры занимают место обязательных вспомогательных упражнений при
подготовке спортсменов любой специализации. Большие физические нагрузки и многократные
повторения, необходимые для создания прочных навыков, нередко вызывают
своеобразный психологический «застой», утомление, потерю интереса даже у
самых сознательных и трудолюбивых обучающихся. Это естественная реакция
организма на однообразие выполняемой работы. Игры активизируют внимание,
повышают эмоциональное состояние, благоприятно влияют на восстановление
работоспособности. В силу вступает эффект «активного отдыха», связанный с
явлением взаимной индукции, возбуждения и торможения нервных различных мышечных
групп, с индуктивным торможением нервных клеток, обусловливающим повышение их
функционального состояния.
С помощью подвижных игр с
успехом решаются задачи всех видов специальной подготовки: физической,
технической, тактической и психологической. Овладение техникой спортивных
достижений полноценно проходит только при условии системного использования
подвижных игр. Достоинство игр состоит еще и в том, что при подготовки юных спортсменов, они применяются- в подготовительном, соревновательном и переходном периодах
тренировки. Их объем, характер и методика использования изменяются в
соответствии с задачами каждого этапа тренировки.
Для каждой
возрастной группы характерны свои особенности в выборе и методике проведения
игр.
На этапе начального разучивания подвижные игры
позволяют юным спортсменам ознакомиться с близкими по структуре движениями. На
данном этапе игра выступает в роли подводящих упражнений. По мере овладения
техникой изучаемого двигательного действия. На этапах углубленного разучивания и совершенствования используются
подвижные игры, требующие точности и качества выполнения двигательного действия
в условиях, приближенных к соревновательным. Более сложное
содержание игр, используемых на этих этапах обучения, ярко выраженный
эмоциональный характер соревнований приучают занимающихся к реальным
соревновательным условиям и помогают творчески применять изученные спортивные
приемы. При решении задач тактической подготовки подбор подвижных игр для
развития быстроты реакции и ориентира, тактического мышления, решительности и
смелости является необходимым условием, обеспечивающим в дальнейшем успех в
выбранном виде спорта. В ходе игры обучающиеся, не только привыкают к выбору тактически
оправданных индивидуальных действий, но и привыкают к согласованным групповым и
командным действиям, необходимым при решении сложных тактических задач.
Присущий играм коллективизм действий приучает занимающихся к подчинению личных
интересов интересам всего коллектива. Обладая этими качествами, юный спортсмен
приобретает все необходимое для успеха в соревновательной деятельности в
последующие годы
В играх наиболее
ярко раскрываются те или иные качества и свойства личности. Поэтому не случайно
предлагается использовать их в виде тестов для отбора в спорте. При включении
подвижных игр в спортивный процесс, они помогают в решении ряда специфических
задач и всегда встречают хороший прием у занимающихся, повышают интерес к
тренировочным занятиям.
Содержание
подвижных игр позволяет обосновать их выбор с целью повышения технической и тактической
подготовки юных спортсменов. Также позволяет планомерно формировать достаточный
уровень общефизической и функциональной подготовленности с учетом избранного
вида спорта.
Подвижные игры имеют также большое образовательное и воспитательное значение, они представляют собой более сложное действие, чем отдельные гимнастические упражнения.
За последние годы подвижные игры все решительнее завоевывает
симпатии тренеров-преподавателей, которые стремятся широко и разносторонне
вводить игру или ее элементы в повседневную жизнь обучающихся. А ценность игр
заключается в том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и
совершенствуются в новых, быстро изменяющихся условиях, которые предъявляют к
юным спортсменам другие требования.
Элементарные умения и навыки, приобретенные учащимися в игровых условиях не
только сравнительно легко перестраиваясь при последующем, более углубленном
изучении техники движений, но даже облегчают дальнейшее овладение соответствующими
техническими приемами.
Регулярная
двигательная активность юного спортсмена укрепляет здоровье, а частое
проведение подвижных игр улучшает физическое развитие, повышает умственную
работоспособность обучающихся. Двигательная активность воспитывает спортивный характер, волевые
качества: преодоление трудностей, стойкости, выдержки, упорство в достижении
спортивных успехов, стремление к победе, преодоление жизненных ситуаций.
Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Можно
с уверенностью сказать, что роль подвижных игр очень важна, ведь при
рациональном использовании игра становится эффективным методом физического и
морального воспитания ребенка.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
Аникеева Н.П. «Воспитание игрой: книга для учителя. М.: Просвещение 1987, 144 с. Л.В.Былеева, И.М. Коротков, Р.В. Климкова, Е.В. Кузьмичева "Подвижные игры", ТВТ Дивизион, М.2005.
Игры – обучение,
тренинг, досуг…/ Под ред. В.В. Петрусинского // В четырех
книгах. – М.: Новая школа, 1994.
Лях, В.И., Зданевич,
А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся
1-11 классов / В.И.Лях, А.А.Зданевич.- 3-е издание.-М.: Просвещение, 2010.-127с.
Методические рекомендации
по организации и проведению подвижных игр с детьми дошкольного
и школьного возраста (библиотечка журнала «Вестник образования»).-М.:
Издательство «Про-Пресс»-№ 3.- 2001.-56с.